nina_59 (nina_59) wrote,
nina_59
nina_59

Categories:

ФРАНЦИСК СКОРИНА

Автор - Славка_Ядин. Это цитата этого сообщения
ФРАНЦИСК СКОРИНА (малоизвестные факты биографии)


Любой житель Беларуси знает, кто такой Франциск Скорина. Более того, это имя когда-то прогремело на всю Европу, и сегодня его очень уважают далеко за пределами Белоруссии, ведь Франциск Скорина основал первую в Восточной Европе типографию. А какие еще интересные факты из жизни Франциска Скорины мы можем почерпнуть из учебников истории?
***
000 (360x230, 130Kb)
***
До сих пор немало тайн хранит биография этого удивительного человека. В частности, доподлинно неизвестно, когда именно он родился и когда скончался. Среди историков принято считать датой рождения первопечатника 1490 год, а датой прощания с земной юдолью – 1551 год.
***
000-Р° (700x466, 275Kb)
***
Франциск Скорина родился в относительно обеспеченной семье. Его отец занимался торговлей, активно вел куплю-продажу с немецкими землями, с Польшей, а также с Московской Русью. При этом, когда для получения образования более высокого уровня, чем общепринятые в период Средневековья знания, Скорине понадобилось поступить в высшее учебное заведение, он сумел внести лишь самый скромный взнос. Однако юношу приняли.
***
001-Р° (700x466, 349Kb)
***
Франциск родился в семье, где исповедовали православие. Однако затем ему пришлось сменить вероисповедание на католичество – так он облегчил себе путь в науку: католику было проще попасть в тогдашний ВУЗ Восточной Европы и окончить его без помех.

Первопечатник занимался не только изданием книг. Он проявил недюжинный талант в живописи, ботанике, медицине. В Падуе Скорине присвоили степень доктора «лекарских наук».
Франциск Скорина знал несколько языков и активно путешествовал по Европе.
***
001-Р± (700x411, 289Kb)
***
Именно Скорина издал первую печатную Библию, стиль изложения в которой был максимально приближен к простому народному языку. Он хотел сделать знания доступными для «людей простых, посполитых» (то есть небогатых, скромных).
Каждое из своих изданий Скорина снабжал иллюстрациями, а также предисловием, которое позволяло лучше понять содержание книги.

В своих поездках по миру Франциск Скорина встречался с самыми знаменитыми людьми того времени. Так, некоторые издания утверждают, что сохранились свидетельства его бесед с Леонардо да Винчи, Микеланджело. Кроме того, он, возможно, виделся с Рафаэлем.
***
004 (700x525, 276Kb)
***
Интересная история связана с именем Рафаэля. Исследователи, изучая наследие великого художника, обнаружили: на одной из его фресок изображен человек, очень похожий на Франциска Скорину. Более того, Рафаэль нарисовал Скорину рядом с собственным изображением.
***
005 (160x227, 34Kb)
***
Ряд историков высказывает мнение о том, что Скорина бывал и на Руси. Он привез туда книги. Но судьба их, к несчастью, оказалась печальной: еще не выпускало мира из своих лап мрачное и глухое Средневековье. Книги были признаны еретическими и сожжены.

Существует версия (правда, она довольно сомнительна), называющая Скорину основателем гелиоцентрической концепции мира. Возможно, ученый действительно делал какие-то свои выводы относительно этого вопроса, но все же если следовать исторической правде, то первенство здесь следует отдать Копернику.

Франциск и его брат вели общие финансовые дела, совместно занимаясь книгоиздательством. Когда брат скончался, осталось много долгов. Тогдашнее правосудие долго разбираться не привыкло, и Франциска Скорину бросили в тюрьму за долги родственника. Ученому пришлось провести там 10 недель. Кто знает, чем бы кончилось дело, если бы не вмешательство короля Сигизмунда, вызволившего Скорину.
***
008 (492x600, 229Kb)
***
Между 1525 — 1529 годами Франциск женится на Маргарите (по–старобелорусски Маркгорета), вдове виленского зажиточного купца, члена городской рады Юрия Одверника. Брак мог быть по любви, но очевидно, что не обошлось и без расчета: у Скорины сразу же улучшается материальное положение. Вместе с женой он включается в бизнес своего старшего брата Ивана, который вел оптовую торговлю кожей. В 1529 году уходит из жизни его жена Маргарита. У вдовца остается сын Симеон…
***
003 (700x466, 360Kb)
***
В наше время сохранилось около 4 сотен книг, выпущенных издательством Франциска Скорины. Часть из них хранится на его родине, часть – в Лондоне, а несколько экземпляров «осели» в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Это по-настоящему редкие, уникальные издания.
***
МЕДАЛЬ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
009 (200x300, 57Kb)
***
У белорусского народа есть полное право гордиться своим выдающимся земляком. В Беларуси учрежден даже орден его имени. Только самые достойные получают эту награду – только те, кто отдает свой талант на благо своего народа, самоотверженно трудится на ниве просвещения и культуры.
***
ОРДЕН ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
009-Р° (700x525, 223Kb)

*******
А вот выдержки из исследований Георгия Голенченко
***
010 (700x526, 431Kb)
***
(Род. 1937) — доктор исторических наук, историк-медиевист. Более 50 лет занимается изучением белорусского книгопечатания XVI—XVIII вв. и, в частности, наследия Франциска Скорины. Именно Галенченко развенчал миф о том, что Скорину якобы звали Георгием, а не Франциском.

Петр Войт, историк чешского книгопечатания, высказал идею, с которой бы я поспорил. Что Скорина был идеологом Возрождения, Ренессанса в западноевропейском понимании. Но Возрождение — это культурная традиция, которая опирается на античные традиции, а они не просматриваются в деятельности Скорины. Во времена деятельности Скорина термин «Европа» не относился к землям Великого Княжества Литовского, тем более к его так называемым «русским» землям.
***
011 (700x466, 312Kb)
***
Имя Франциск — католическое, но полоцкое мещанство, из которого вышел Скорина, было преимущественно православным. Имена его родственников имеют православное звучание — Иван, Лука. Францисков нет. Хотя мещанство, особенно в крупных городах, было наиболее подвижным в смысле восприятия, толерантности. Они же торговали с Западом, с Севером, с Ригой. Родители могли и сразу дать ему такое имя, но все равно это требовало некоего импульса.

Скорина был верующим, он считал, что Библия надиктована Господом Богом и надо найти самые древние рукописи. В то время в ВКЛ не было практики пользоваться народным языком в духовной сфере. В канцелярской — да, продвинулись, издали Статут.
***
013 (700x466, 298Kb)
***
Поэтому основной текст Скорина стремился сохранить. Уже предисловия — да, он пишет более живым языком, как и свои поправки на полях, объяснения к «посполитого люда рускаго языка». Здесь на него повлияли, наверное, и гуситская традиция, и толерантные традиции в самой Праге. Но текст Библии он стремился передать наиболее точно. Только если не находил терминов, которые вливались абсолютно автоматически в текст, он мог включить и слово белорусское. Языковед Аркадий Журавский был специалистом классным: он доказал, что основная словная структура Библии Скорины — церковнославянская.
***
014 (700x439, 284Kb)
***
После того как Скорина начал печатать свои книги в ВКЛ, они изменились даже по языку. Уже меньше стало ощущаться, что используется живая речь. Потому что Скорина попал в более контролируемую среду. Вильна не была в то время частью Восточной Европы, куда относят и Украину, и Беларусь. Поэтому к деятельности Скорины, который печатал славянские книги, там относились как к сторонней, странной, ненужной.
***
007 (412x700, 351Kb)
***
Главную роль здесь играл виленский епископ Ян, внебрачный сын короля Жигимонта I (Сигизмунда I). Он хоть и опекал Скорину, но использовал его в своих целях.

Своей типографии в Праге у Скорины не было, он не мог ее основать, так как впервые столкнулся с этим делом, хотя им и увлекся. Были компаньоны из Вильны — Богдан Онков, Якуб Бабич. Они, возможно, финансировали. Богдан Онков был сыном радцы (члена рады) магистрата виленского. Он торговал с Чехией сукном. Знал, что там заработки хорошие, товар расходится, возможно, пойдет и книжка печатная. Скорина здорово потратился на свое издание — это не так-то просто, издавать каждый год по такой книге. Кроме того, нужно было оплачивать труд ремесленников.

Почему уехал из Праги? Думаю, расчеты на то, что книгопечатание будет давать прибыль, станет карьерой, не оправдались. Меценаты стали меньше его поддерживать.
***
ПАМЯТНИК В ПРАГЕ
016-прага (469x700, 390Kb)
***
Иной вопрос: кто финансировал его учебу? За свои деньги в Краков он еще мог выбраться: его брат Иван хорошо зарабатывал на торговле, отец был предприимчивый человек. Но откуда деньги, чтобы поехать в Падую? Богдан Онков не потянул бы, и его интереса в такой интеллектуальной деятельности не было. Значит, были более высокопоставленные спонсоры.

Сдавал ли на степень доктора экстерном?

Насчет Падуи до сих пор нет ясности: работал ли Падуанский университет в 1512 году. Неизвестно, учился ли Скорина там или нет. В то время шла полоса итальянских войн.

Экзамен он выдержал в 1512 году. Или же он заплатил, чтобы собрать коллегии, пройти несколько этих этапов и сдать «экстерном».
***
ПАМЯТНИК В КАЛИНИНГРАДЕ
018-калининград (700x466, 484Kb)
***
Медицине на академическом уровне Скорина учился в Кракове. Там в то время уже работали кафедры, но они еще не получили папского подтверждения, поэтому не могли дать такой статус. Мог изучать и в Копенгагене, но там сгорел архивный фонд университета и сохранились документы только начиная с 1611 года.

«Людям языка рускаго»
***
002 (650x579, 378Kb)
***
В пражских изданиях на полях есть комментарии Скорины, он отмечает, что книга предназначалась «посполитому люду языка рускаго». Если перевести на современный язык, то значит — всему народу, белорусам.

Он действительно патриот, если использует этот ему современный термин. Он сохранил свою этническое сознание, Всегда вспоминал Полоцк, хотя бывал там довольно редко — после того, как уехал из Праги, сведений нет, что он его посещал. Чувствуется, что он был привязан к своей Родине, вообще к своему «рускаму люду».
***
В СКВЕРЕ БГУ
019-университетский сквер (450x600, 198Kb)

***

Были ли у Скорины усы?

Прежде чем разбираться с этой темой, вы найдите настоящие отпечатки той гравюры, а не то, что после ретуширования публиковалось в популярных изданиях. Далеко не во всех книжках гравюры настоящие. Копиист мог изготовить копию, чтобы продать как настоящую книгу. Среди тех 11 изданий, которые были выставлены в Национальной библиотеке, один экземпляр явно копия. Я посмотрел ее и сказал, что это нельзя считать оригиналом: там брызги сохранились от того, что пером подводили.
***
ПАМЯТНИК В МИНСКЕ (у Национальной библиотеки)
015 (700x525, 304Kb)
***
Где искать новые сведения

Что установили исследователи за последнее время? Удалось уточнить дату смерти. Существует привилей короля чешского Симеону, сыну Скорины, который получил доставшееся от отца наследство. Поскольку документ датирован самым началом 1552 года, значит, умер Скорина, возможно, в 1551-м. Косвенное доказательство: приехали два кредиторы из Вильны в то время. Не стали бы они ждать с 1541-го (это год смерти Скорины, по другой версии).
***
ЕЩЁ В ПРАГЕ
017-прага (600x399, 228Kb)
***
Нашли упоминания о Симеоне Скорине в чешских документах. Там, в Праге, вся подшивка документов сохранилась — это надо год работать, чтобы все исследовать. Теперь возможно удастся найти более ранние документы и выйти на новые сведения о Скорине.

В Риме надо вести исследования. И если, возможно, он был секретарем короля Дании («Дакии»), то выезжал туда, это должно было фиксироваться.
***
020 (659x653, 368Kb)
В Кракове надо искать материалы. Недавно вышла книга «Литвины в Кракове». Там незадолго до 1512 года упоминается финансовый спор Скорины с местной мещанкой.

В Вильне, где Скорина работал, был штатной фигурой у епископа, погибли наиболее ранние епископские архивы. Что-то фрагментарное сохранилась. Например, закладывали костел — среди присутствовавших упоминается доктор Франциск, это явно Скорина.
***
001 (700x524, 420Kb)
***
Многое еще будет найдено, ведь фигура была действительно масштабная, ренессансная. Этот человек, Франциск Скорина, решился издать Святое писание — без санкции Церкви, но для нужд и Церкви, и «посполитого люда языка рускаго».

(весь материал выкопал в интернете)
ВСЕГДА С ВАМИ
в очках (295x400, 162Kb)
0_8aab3_d50f2b72_L (500x49, 25Kb)

0_3f811_d7b8a3af_S (11x11, 1Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Tags: История Белоруссии
Subscribe

  • АНОМАЛИИ МАМАЕВА КУРГАНА

    Автор - макошь311. Это цитата этого сообщения АНОМАЛИИ МАМАЕВА КУРГАНА В мире есть немало загадочных сакральных мест, но, наверное, ни…

  • Королева Ольга. Часть 2.

    Автор - Оксана_Лютова. Это цитата этого сообщения Королева Ольга. Часть 2. Роскошный наряд и усталый взгляд. Какую проблему Романовы "скрыли" в…

  • Королева Ольга. Часть 1.

    Автор - Оксана_Лютова. Это цитата этого сообщения Королева Ольга. Часть 1. Классическая красота и разумный брак дочери Николая I Средней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments